o_sapozhnikova


Будущее не определено


Previous Entry Share Next Entry
О пистонах, вурдалаках и бенгальских огнях
медве
o_sapozhnikova

Серёжа, как и все ребята, любит смотреть фильмы, читать книги о своих ровесниках. И приглашение в Театр русской драмы под руководством Михаила Щепенко на "Бенгальские огни" стало для него хорошим поводом перечитать рассказы Николая Носова, по мотивам которых и поставлен этот спектакль. Несмотря на то, что для этого пришлось отложить в сторону "Незнайку на Луне".
И мы отправились в Серёжину любимую РГДБ, гостеприимно предоставляющую Театру русской драмы сцену своего концертного зала. Попасть на детские спектакли театра, между прочим, совсем не просто: зал маленький, репертуар добротный, билеты улетают, как горячие пирожки. Так что стоит озаботиться их покупкой заранее - и вперёд, на "Октябрьскую"!

Мальчишки и девчонки, а также их родители сороковых-пятидесятых годов прошлого века - какими они были? Ведь именно тогда Николай Носов писал о приключениях врунишки Генки, изобретателя Мишки, озорника Сашки...
В рассказах Носова нет идеологии, нет характерных примет, привязывающих действие к определённому времени - и вполне можно было бы перенести его в наши дни. Это распространённый, даже модный приём - но в Театре русской драмы им не пользуются: у здешних режиссёров есть машина времени, которая с лёгкостью переносит актёров в нужные годы... И даже привнесённые детали ложатся в ткань повествования органично, как будто так и надо.

Вот Генкина мама (заслуженная артистка России Валерия Полякова) ищет дневник сына - чтобы посмотреть его четвертные оценки. И что же она находит в потёртом, обтрёпанном от бесконечного сбора металлолома катания с ледяных горок портфеле? Криминал: пушкинского "Вурдалака"! "Трусоват был Ваня бедный..." Вот что читает двоечник Генка. Нет ещё на него Джоанны Роулинг...
Жизненно? Ещё бы!

А вот Генкин папа (заслуженный артист России Аркадий Аверин) выводит лгунишку-сына (Кирилл Золотухин) на чистую воду.
В рассказе "Про Гену", из которого взяты приключения прогульщика Генки, этот эпизод обрисован контурно, он похож на рисунки гениального Генриха Валька, но на сцене - оброс плотью.
Отец, решив подсчитать рекорды Генки, зовёт мать - чтобы принесла численник, - и щёлкает костяшками счётов. "Кончилось дело тем, что Гена был крепко наказан. Как был наказан, говорить ни к чему. Каждый сам знает, какие наказания бывают..." - пишет Носов.

Но нет - сегодняшние дети не знают, какие наказания бывали в то время, это раз; а второе - в спектакле бедный Генка несёт наказание не только за свою металло-саночную эпопею, ему же вменён и бесчестный поступок Игорька из рассказа "Фантазёры", свалившего на сестрёнку Иринку свою вину, - он получает вполне объёмное и сильнодействующее "вливание": отец по-настоящему снимает ремень и устраивает сыну порку.
Телесные наказания - это нехорошо, да. Но вспомним: это сороковые-пятидесятые, совсем недавно закончилась страшная война. Отец бил фашистов. Отец вернулся живым, с победой. Он трудится, и наверняка на каком-то предприятии его портрет висит на доске почёта. У него семья. Он растит своих детей. Либерально, наверное, растит: после пережитого-то! Чтоб горя не знали, какое он видел. Чтоб счастливыми были, каким он хотел. Всё у них есть. И варенье, и печенье. И вот - в тепле, сытости, в сахарной вате - заводится червячок подлости... Отец бил врага - почему ему не выбить врага из сына? Вырастет порядочным человеком, настоящим передовиком - спасибо скажет!
Жизненно? Ого как. Спросите у родителей и дедов...
Да если хотите, сама расскажу. :)))

...А тем временем живущий в том же доме мальчик Сашка (Даня Родичкин), счастливый владелец новенького пистолета, отправляется гулять. Пистолет прекрасный, с пистонами, громкий и звонкий. Подарок любящих сестёр (Виолетта Королёва и Аня Ерхова). После каждого выстрела нужно проветривать комнату, после каждого выстрела в ушах звон и свист - полный восторг!

И вот Сашка, напугав чужую бабушку, прячется от милиционера (Андрей Рачников). И девочкам - сёстрам и подружкам озорника - приходится придумывать, кто это чихает под столом. Получается какой-то павлино-утко-ёж - ведь сколько девочек, столько и вариантов!

Дети в зале хохочут, Сашкины спасительницы сбиваются и конфузятся. Девочки врать не умеют - только фантазировать, а это совершенно другое дело! И конечно, милиционер им не верит...

Вот она - лохматая морда Бобика-Тузика.
Стыдно всем, кроме, естественно, сотрудника правоохранительных органов. И конечно, Сашку ждёт взбучка от рассерженных на него девиц...

Но вот дело идёт к финалу, в стаканах у детей шипит лимонад, зажигаются огни на новогодней ёлке - наступает 1956 год...

Отлично горят непросохшие Мишкины бенгальские огни... Может быть, пока разлетались их холодные колючие искорки, можно было загадывать желания? Ведь у ребят-то - сразу всё наладилось: к Сашке вернулся его чудесный пистолет, Мишка и Коля живые и невредимые вернулись домой из леса - пусть с одной лысой ёлкой на двоих, но счастливые своей крепкой мальчишеской дружбой, Иринка простила своего непутёвого брата Генку.
Только Мишкину маму ожидает неприятное открытие в виде наполовину стёсанной сыном кастрюли... Но ведь он вырастет и купит маме новую, он же обещал!

Прекрасные ребята, просто замечательные. В спектакле заняты ученики театральной студии - спасибо им за талант и серьёзное отношение к своей работе!
Отдельное спасибо костюмерам - как я понимаю, регулярно путешествующим во времени - иначе как бы они добывали такие прекрасные платья, штаны с помочами, туфельки "того времени"! Вы посмотрите, как на ребятах всё это смотрится!

Да, очень ностальгичные спектакли ставит Театр русской драмы. Но дело не в том, чтобы вернуть или не возвращать эти времена. Наталья pamsik попала в точку, подметив одну интересную деталь - насколько просты радости ребят, живших тогда. Без айфонов, пиэспи и прочих гаджетов, без угг(ов?) и джинсов, даже болгарских.
Нашим детям эти радости непонятны. И наверное, основная проблема, которую доносят до сегодняшних родителей эти путешествия в прошлое - нужно научить детей ценить мелочи. Вспомнить, что можно радоваться каждому дню, каждой книге. Не вещам - а жизни!
Но это - работа, огромная, зубодробительная, в том числе и над собой. Переворачивающая мировоззрение. А готовы ли к ней мы, взрослые, занятые круглосуточным зарабатыванием денег, перекладывающие ответственность за своих чад на чужих тёть и дядь, откупающиеся от них дорогими вещами?

И под занавес - пятиминутка фетишиста. Декорации спектакля "Бенгальские огни". Эти вещи когда-то жили в домах москвичей, а теперь каждая играет свою роль на сцене. Истории столичных семей продолжаются на сцене Театра русской драмы - делая спектакль о советских временах (это формулировка Сергея) особенно достоверным.
Пистолет действительно настоящий, действительно стреляет и действительно очень громко. Серёжа долго принюхивался и бродил вокруг - если было бы можно, если был бы лишний, он бы не отказался. Любую бабушку до инфаркта довести можно. При желании, конечно...

Огромное, искреннее спасибо за приглашение на этот замечательный спектакль администратору Театра русской драмы Светлане Викторовне, Наташе pamsik и лучшему сообществу московских блогеров mosblog.
Прочитать новости театра, ознакомиться с его репертуаром, поближе узнать о жизни театра можно в его группах в ФБ и ВК.

Posts from This Journal by “театр” Tag


  • 1
Спасибо за отзыв,любопытный спектакль)

отлично вы время провели!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account